Портрет или карточка компании
Нужно при найме на новое место
Для меня это один из основных этапов подготовки к собеседованию.
Для каждого потенциального работодателя я завожу отдельный листок в специальном блокноте.
На этот листок я записываю:
Основные факты о компании.
Название, отрасль, город, год основания, количество сотрудников, контактное лицо, телефоны, ФИО генерального директора.
Информацию о продуктах, клиентах, проектах.
Я изучаю сайт компании на предмет любой полезной информации. Делаю заметки в этот листок о продуктах, клиентах, проектах, отраслевых наградах. Один из частых вопросов, который я слышу на первом собеседовании: «Вы что-нибудь знаете о нашей компании? Вы знаете, чем мы занимаемся?». И тут я выдаю что-то вроде: «Ваша компания основана Олафом Шулером в 1998 году. Вы занимаетесь разработкой решений для логистической отрасли. У вас 2 основных продукта. Первый – биржа заказов, на которой фирмы могут зафрахтовать себе фуру от независимых перевозчиков. Второй – система управления складскими запасами. В прошлом году вы переехали в новый офис в бизнес парке «Триумф плаза» в центре Бремена с хорошим видом на реку и парк. А еще у вас на ресепшене стоит такой прикольный здоровый медведь похожий на Дональда Трампа». В этот момент собеседник обычно расплывается в улыбке и говорит, что я неплохо подготовился к этой встрече и ставит мне «плюсик». А потом спрашивает:
— Откуда ты знаешь про медведя? Его же только на прошлой неделе привезли! Ты был у нас в офисе?
— Нет, я просто посмотрел видео с праздника, которое выложил ваш директор на официальном Youtube канале.
— О.о
Особенно хорошо такой подход действует на самих генеральных директоров, если они принимают участие в собеседовании. Это показывает мою заинтересованность в этой работе и дает дополнительные очки при прочих равных условиях. А может и не только при прочих равных.
Информацию о вакансии.
Из вакансии я выписываю ключевые навыки и требования. Помечаю, что знаю, что не знаю. Если что-то не знаю, смотрю, что можно предложить взамен. Например, в требованиях стоит: «RabbitMQ» – распространённый брокер сообщений, но я с ним не работал. Однако я помню, что на одном проекте мой коллега использовал что-то подобное и я даже писал код, который добавлял сообщения в очередь. Это был «Apache Active MQ». Читаю пару статей по «Apache Active MQ», чтобы освежить в памяти основные концепции и то как это работает. Если будет задан вопрос о моем опыте работы с брокерами, я смогу сказать, что «RabbitMQ» не использовал, зато работал с «Apache Active MQ». Это позволит показать, что я в теме, но не готов ответить на конкретные технические вопросы по «RabbitMQ». А если я в теме, то смогу быстро переучиться. Во всяком случае должно создаваться именно такое впечатление. Таким же образом я поступаю со всеми другими технологиями, которые собираюсь «заявить».
Я анализирую другие вакансии этой фирмы, чтобы получить представление о стеке используемых технологий с которыми они работают. Я выписываю, все, что может пригодиться фирме, с чем я сталкивался. Например, я претендую на вакансию «Backend developer на Java». А у фирмы открыта еще и вакансия Frontend developer, в требованиях к которой стоит знание PHP. Много лет назад я верстал сайт с помощью PHP, поэтому можно будет про это рассказать. Кстати, с PHP так и произошло. В вакансии ничего про него не было, но меня спросили, был ли у меня опыт работы с PHP. Я ответил: «Раньше был небольшой опыт. Полноценно я не могу разрабатывать на нем, но если требуется подправить Web-форму или добавить новый столбец из базы данных, то я смогу это сделать». Ребята тоже поставили мне плюсик (а потом и оффер дали, не из-за PHP, разумеется, но все же).
Контактные лица.
Имя и телефон, с кем созванивался, или e-mail адрес, если только переписывался. Имя и должность каждого, кто принимал участие в собеседовании.
Договоренности и планы.
Я записываю даты и время предстоящих собеседований. А также то, кто, когда и кому должен написать (позвонить). Например:
☐ 19.08 15:30 Финальный этап собеседования
☐ 19.08 09:00 Контрольный звонок от фрау Бирманн
☑ 12.08 Фрау Бирманн пришлет e-mail приглашение на собес. Прислала. Я подтвердил.
Дополнительные шаги
В свой телефон я заношу номер телефона менеджера по персоналу, его имя и название компании. Поэтому когда мне звонят, я вижу кто и из какой фирмы.
Итог
Такой подход позволяет мне иметь под рукой ключевую информацию о фирме, контактных лицах, наших договоренностях и следующих шагах в любой момент времени. Мини-CRM система на бумаге.
Особенно это становится полезно, когда параллельно идут 10 процессов собеседований с разными компаниями.
Да, это отнимает много сил и времени, но позволяет «наносить более точные удары». Нет смысла всем этим заниматься, когда речь идет низкооплачиваемых позициях и фирма готова брать всех, лишь бы «не бухали часто». Если же речь идет о высокооплачиваемых вакансиях, где конкурс 10-20-50 кандидатов на место, то любая мелочь может стать решающей.
Как в этой вакансии:
213 человек уже подались на эту вакансию. Linkedin считает, что я вхожу в 10% лучших среди них. Но у меня нет «Fluent in English».